5 апреля 1886 года Павел Андреевич Ивачёв назначен на должность управляющего Колыванской шлифовальной фабрикой. На шлифовальной мельнице при Локтёвском сереброплавильном заводе, а затем на Колыванской шлифовальной фабрике работал основатель династии камнерезов – Ивачёв Василий Осипович – рудоразборщик с 1793 года, бергайер – с 1799 г, шлифовальный ученик с 1804 г., отдельщик – с 1816 г. Его сыновья, внуки продолжили дело отца и деда. Среди них есть специалисты, которые занимались вырезанием знаменитых камей, ложков на вазах. Сопровождали большие обозы с каменными вазами в т.ч. и «Царицу Ваз» в Санкт-Петербург. Династия творческая и именно она воспитала 2-х специалистов высокого класса, которые окончили Академию Художеств в Санкт-Петербурге и прославили фамилию Ивачевых. Один из них – Павел Андреевич Ивачёв. Родился Павел 4 ноября 1844 года в селе Колыванской Шлифовальной фабрики Томской губернии в семье Андрея Васильевича Ивачёва, где было 7 детей. В 8-ми летнем возрасте, сын писаря 1 статьи, Павел Ивачёв, был зачислен в Колыванское частное училище. В этот же период в училище обучались двоюродные братья Мартын и Константин Ивачёвы. Во второй половине 30-х годов ХIХ века горнозаводские школы получили название «частных училищ» и были в подчинении Окружного горного училища. В мае 1838 года управляющий Колыванской шлифовальной фабрикой К.Х. Вецель пишет рапорт на имя Его Императорского Величества по предмету открытия частого училища в Колывани: «На предписание Вашего Высокоблагородия от 29-го минувшего апреля за № 400-м имею честь донести: 1.-е. Частное училище при Колыванской шлифовальной фабрике открыто. 2.-е. Для обучения избрано 50 человек мальчиков из детей низших чинов и служителей. Не старше 11 и не моложе 7-летнего возраста. Занятия проводились в казенной квартире, состоящей из 2-х комнат, сеней и кухни». В этом-то здании и пришлось учиться Павлу Ивачеву. Вецель К.Х. пишет в «Кратких сведениях о суммах Колыванского частного училища в 1851года»: «На жалование старшему учителю (Болдин Алексей Еремеевич) и его помощнику (Шебалин Алексей Феофанович), и законоучителю – 102р.87к., на учебные пособия – 8р.36к., на жалование и провиант от 53 до 55 учеников – 242р 93. ¾ коп. Всего издержано 581 рубль». Учителя еще получали форменную одежду. Обучение проходило по Ланкастерской системе, когда старшие и более опытные ученики помогают освоить знания младшим под руководством преподавателей. Рисованию и черчению уделялось большое внимание. По сокращенной академической программе осваивали перспективное рисование простых геометрических тел, черчение чертежей. Работали карандашами, тушью, акварелью. В школьную программу входило: чтение, письмо, арифметика, геометрия, практическое распознавание руд, обтесывание и шлифование камней. Готовили настоящих специалистов для дальнейшей работы на Колыванской шлифовальной фабрике. Через 3-4 года обучения молодые люди, не проявившие особых способностей, становились рабочими. Лучшие ученики переводились в ученики заводского производства. Одаренные дети могли попробовать свои силы в Барнаульском окружном горном училище. Программа этого учебного заведения была рассчитана на 5-6 лет и давала возможность продолжить учебу в Санкт-Петербурге. Все эти ступени образования прошел Павел Ивачёв и в 1864 году закончил учебу в Барнауле. С 1860 года, после смерти отца, Павел получает стипендию. Прошло несколько лет переписки с Кабинетом, оформления документов и сдачей экзаменов. В1867 году Павел поступил в Императорскую Академию на правах ученика по живописи, стипендиатом Кабинета Его Императорского величества. В этот же период в Академии художеств учились его родственник Назар Ивачёв, земляк Василий Суриков, будущие великие художники И.Репин, В.Поленов, А.Куинджи, В.Маковский, И.Крамской, М.Антокольский и др. Преподаватели молодым дарованиям – П.Чистяков, Ф.Бруни, В.Богданович. и другие. Возглавлял Академию Великий князь Владимир Александрович, исполнительную сторону выполнял П. Исаев. В 1869,1870, 1872 годах за успехи Павел получал по 2 серебреные медали. В 1870 году происходит знаменательное для всех художников событие. Зародилось новое движение – Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Объединились художники-профессионалы – выпускники Академии Художеств. Это объединение, в дальнейшем, сыграет большую роль в жизни Павла. А пока он получает престижное предложение. В 1872 году к Московской промышленной выставке российский промышленник, меценат Михаил Константинович Сидоров сделал заказ учащимся Академии художеств П.Ивачеву и В.Сурикову на серию живописных полотен из жизни Петра I к 200-летию со дня его рождения. Именно этой дате была приурочена выставка. Сюжеты должны были наглядно проиллюстрировать отношение Петра I к русским и иностранным промышленникам, корабелам, торговцам. Его стремление к освоению северных морских путей и сибирских богатств России. Выбор П.Ивачева и В.Сурикова, выходцев из Сибири, в качестве исполнителей заказа, был обусловлен уважением к таланту молодых земляков-сибиряков. Для сюжетов картин М. Сидоров выбрал эпизоды из книги Голикова «Деяния Петра Великого». За 4 месяца П.Ивачёв и В.Суриков создали 12 живописных полотен размером 71х53 см. По результатам работы была издана книга «Картины из деяний Петра Великого на Север, 12 картинок, снятых с рисунков, представленных М.Сидоровым на Политехнической выставке в Москве 1872 г. (Спб, литография А.Аргамакова). И если книгу можно найти в фондах редких книг библиотек, то история 10 картин неизвестна. Местонахождение одной – «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова» – в Государственном литературном музее. Картина «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива» находится в Государственном Русском музее. Авторство на каждой литографии указано не было, и в настоящее время сложно установить какую картину писал В. Суриков, какую П. Ивачев. В 1873 году Павел заканчивает обучение в Академии художеств в звании классного художника 2 степени и оставлен для дальнейшего совершенствования знаний по камнерезному искусству, так как на Колыванской шлифовальной фабрике ему вакансий нет. В должности управляющего работает – Злобин И.М., в должности художника – Залесов А.П. ,оба выпускники Академии художеств. П. Ивачёву удается поработать с 1877 по конец 1880 годы на КШ Ф, но приходится выполнять техническую сторону производства. В ноябре 1880 года с караваном золота, серебра, каменных вещей прибывает в Санкт-Петербург и занимает должность преподавателя в академических классах при Академии. В 1881 году П. Ивачев переходит на работу в ТПВХ, к своим друзьям-единомышленникам. В должности служащего Товарищества он организует передвижные выставки по России, Украине. В его обязанности входит отбор картин, подбор помещения для выставки, организация сохранности картин, и продажа их. Людям, не всегда умеющим понять тонкости искусства, доходчиво, ярко раскрыть замысел картин. Началась обширная переписка с художниками Товарищества. Он был посредником при продаже между такими великими художниками и меценатами как К.Брюллов, И.Шишкин, П.Третьяков и другие. Письма написаны хорошим русским языком, много добрых слов поддержки художникам, картины которых по той или иной причине пока не проданы. На общих фотографиях Передвижников 1884, 1985 годов можно увидеть Павла Андреевича в кругу друзей-художников. Шли годы, на Колыванской шлифовальной фабрике произошли большие изменения. Умер Иван Максимович Злобин, который верой и правдой служил фабрике 30 лет, за ним, скоропостижно умирает Залесов Александр Петрович. Кабинет Его Превосходительства вспоминает, что есть художник, специально обученный для работы с камнем. Павла Андреевича Ивачева назначают 5 апреля 1886 года Управляющим Колыванской шлифовальной фабрикой. В формуляре служащего написано – жалование – 900 рублей, столовых 600рублей. Павел приехал в Колывань с женой Анной Аполлоновной. Ее отец, протоиерей Лашков Аполлон из Томска, будет частым гостем в Колывани и духовным наставником семьи. Дети родились в семье позднее - Маргарита 1886 г.р., Мария 1888г.р., Татьяна 1893г.р., Николай 1894 г.р., Аполлон 1898 г.р., Александра 1903 г.р. Семья поселилась в доме управляющего, выстроенного в 1865 году. В Колывани много новых строений – каменная школа (постр. 1868г), каменная церковь Вознесения Христова (Постр.1878г). Отремонтированы производственные здания, наведен порядок на месторождениях. Главного нет. Нет больших заказов из Кабинета Его Величества. Личный состав фабрики в 1886 году – рабочих и служащих – 107 и 23ученика. Ивачев П. пытается найти выход. Пишет прошения, едет в Санкт-Петербург. За неполных 17 лет работы было выполнено достаточно много, хотя и работала фабрика в полсилы. В «Книге обработанных на Колыванской шлифовальной фабрике каменных вещей и отправленных в Санкт-Петербург в Кабинет Е.И.В. с 1786г.» за период с 1886 по 1889 (конец книги), зарегистрировано: каминов 1, ваз 7 штук высотой до 2,5 м., пьедесталов 2, пасхальных яиц – 177 штук. В 1891 году выполнено 3 вазы из порфира высотой в 68,5 см. Одну подарили в качестве дипломатического подарка в Германию, две экспонировались в 1900 году в Париже на Всемирной выставке и в настоящее время украшают зал Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана. Посчастливилось Павлу Ивачёву отправлять вещи для участия в Международной выставке в 1893 году в Чикаго, где изделия награждены бронзовою медалью и дипломом. На выставке 1897 г., в Стокгольме и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, выставлена ваза из коргонского порфира с Масками Горгоны выполненной в 1897 г. В настоящее время ваза украшает зал Эрмитажа. На Промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 г. были представлены работы колыванских мастеров. В 1889 году выполнили вазу из красного мрамора с пьедесталом из зелено-волнистой яшмы высотой 2м 20см. Она украшает зал Нью-Йоркской фондовой биржи. К приезду в Томск наследника Николая Александровича выполнили столешницу из яшмы, тарелку с монограммой наследника престола, резную солонку – все это находится в фонде Музея горного университета в Санкт-Петербурге. Много мелкой продукции – солонки, табакерки, трости, брелоки, печати, пасхальных яиц до 200 штук ежегодно, по частным заказам и заказам Кабинет. Выполнялся, под руководством Павла Ивачева, большой заказ на изготовление деталей Сени в Храме Спас-на-крови, который стали возводить на месте смертельного ранения царя Александра II в Санкт-Петербурге. Приступили к работе 9 июля 1892 года. Работа продолжалась до 1909 года. Было выполнено 54 детали из яшмы и порфира, в т.ч. 16 колонн. Отправлялись каменные заготовки на Петергофскую гранильную фабрику для выполнения саркофага царю Александру II. И все это делалось параллельно с ремонтом зданий после пожара. Продолжало работать частное училище, где рисование преподавал сам Павел Ивачёв. Для обеспечения фабрики плотниками и кузнецами в 1896 году открыли ремесленный класс. В 1899 году Павел Ивачев пишет в Кабинет ЕИВ «Сведения об Императорской Шлифовальной фабрике», где подробно освещает всю историю фабрики и современное состояние. С горечью пишет: «Что касается производительности фабрики как в количественном, так и в качественном отношениях, то следует сказать, что в первом случае она всегда находилась в зависимости от финансовых средств фабрики и от обилия кабинетских заказов, а во-вторых, – от художественного достоинства высылаемых прожектов». Как художник, он прекрасно понимал, что могут выполнить мастера и какие слабые проекты высылает Кабинет. В документе есть конкретные предложения по исправлению трудного положения фабрики: «…выделка крупных вещей – исключительно специальность Колыванской фабрики… на этой почве у нее нет соперниц во всей Европе. Таким образом, усиление деятельности фабрики заключается в изобилии Кабинетских заказов». Приближался 100-летний юбилей Колыванской шлифовальной фабрики и по такому случаю началась большая подготовка к празднованию. Павел Ивачев совместно с Н.С. Гуляевым (Архивариус Главного Управления Алтайского округа) написали книгу: «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае: Краткий исторический очерк, составленный к столетию фабрики. 1802-1902гг.». Небольшая, все¬го в 81 страницу, она вмес¬тила в себя рассказ об ог-ромном количестве событий, произошедших за 100 лет. К празднику была отлита юбилейная ме¬даль с изображением на аверсе здания 1802 и 1820 годов. На реверсе изображение Императоров Александра I и Николая II. На празднование были от¬пущены сред¬ства: «Из разрешенных Каби¬нетом Его Величества выде¬лено на празднование 2000 рублей... на угощение 173 человек, постоянных и по¬денных рабочих, устройства для них вечера, на убранство выделить 270 руб. 63 коп.» – читаем в постановлении за 1902 год. На территории фабрики на¬крыли праздничный стол, за которым разместился весь ее коллектив, прочитали полученные поздравительные телеграммы. После празднования П. Ивачев подал рапорт с просьбой перевести его в Петергоф. Просьбу удовлетворили. На место Ивачева прислали «классного худож¬ника» – Владимира Антоновича Андреева. Павел Андреевич Ивачев переезжает на новое место службы. В Петергофской гранильной фабрике, на должности главного мастера, Павлу Андреевичу работать легче. Нет отдаленных месторождений, нет суровых сибирских зим. Заказов из Кабинета больше. И на этой фабрике, под руководством Павла Андреевича, выполняется большой заказ в Храм Спас-на-крови, мелкие заказы для дипломатических подарков. Но больное сердце нарушило все планы Павла Андреевича и его семьи. 2 августа 1910 года он умирает от паралича сердца. Жизненный путь Коллежского Советника 7 класса, кавалера ордена Св. Станислава 3 ст., медали в память Царствования Императора Александра III, выпускника Академии художеств, прекратился. В Колыванском музее истории камнерезного дела на Алтае в селе Колывань, сохранился небольшой личный фонд Павла Андреевича Ивачёва. Фотографии 1903 года на которых запечатлена семья Ивачевых в последние месяцы пребывания в с.Колывань, Павел Андреевич в составе мастеров и служащих. Картины, выполненные карандашом Павлом Ивачевым, в период его преподавания в рисовальном классе. Фотокопии 12 картин, написанные совместно с В.Суриковым. Самая главная историческая ценность – книга 1902 года, в которой собрана 100-летняя история Колыванской шлифовальной фабрики, где оставил свой неизгладимый след Павел Андреевич Ивачёв. Все каменные вещи, в создании которых участвовали камнерезы династии Ивачевых и сам Павел Андреевич, сегодня украшают залы музеев, дворцов, прославляя труд их исполнителей, Россию, Алтай, Колывань.
Панина О., директор МБУК «Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае»
       
    |